Центр пластической и реконструктивной хирургии в Санкт-Петербурге. Увеличение груди - пластические операции









Энциклопедия пластической хирургии / Идеалы красоты


Идеалы красоты


Наши предки

Многие считают, что озабоченность своей внешностью - явление новое, что совершенно не так. На протяжении всех веков человек проявлял интерес к красоте, или, может быть, лучше сказать: к привлекательности и к форме. В прежние времена критерии и нормы красоты создавали художники, писатели и те, кто обладал властью в обществе. Для того чтобы стать образцом красоты и представлять собой идеал, необходимо было быть на виду, поэтому идеалы красоты в прошлом представляла в основном знать. Сегодня порядок вещей изменился. На нас оказывают мощное влияние средства массовой информации и кино, и наши идеалы в большой степени формируются в мире кино и моды.

Несмотря на то, что идеалы красоты в какой-то степени подвержены изменениям, у человека существует также и базовое подсознательное и, возможно, врожденное предпочтение, отдаваемое определенным типам внешности. Оно связано с нашими репродуктивными потребностями и нашей сексуальностью и, по-видимому, не претерпело особых изменений за все прошедшие века. Тем не менее, заметны и определенные исторические различия. Например, во многие периоды и во многих культурах в идеал красоты входила полнота. В те времена, когда пища была скудной, полнота свидетельствовала о более высокой способности добывать пищу и, тем самым, надежде на успех и наличии условий для обеспечения своих потомков всем необходимым. Сегодня подход абсолютно другой, поскольку более стройная фигура свидетельствует о том, что человек располагает временем и средствами для поддержания хорошей физической формы. Мы также знаем, что избыточный вес связан со всеми видами заболеваний, которых мы хотели бы избежать сами и от которых хотели бы уберечь наших детей.

Мы можем только догадываться о том, как человечество воспринимало себя и каковы были взгляды на внешний вид в доисторические времена, поскольку до 3000 года до нашей эры письменности не было. Определенные выводы можно сделать на основании наскальной живописи и отдельных скульптур. Самая древняя скульптура женского тела была обнаружена в Австрии и относится примерно к 20000 году до нашей эры - это "Венера из Виллендорфа". Эта скульптура представляет собой миниатюрную фигурку женщины с большой грудью, широкими бедрами и округлым животом. Находки, относящиеся к более позднему периоду, тоже имеют подобную форму.

Из исторических периодов мы можем извлечь более надежные свидетельства о том, что люди считали красивым и чему они поклонялись. В эпоху Классической Греции (V-IV вв. до н.э.) идеалы красоты стали более ясными и четко определенными. Философ Платон писал, что каждый человек должен иметь три желания: "быть здоровым, разбогатеть честным путем и быть красивым". Платон также делал математические расчеты в попытке определить стандарты красоты, однако указывал, что истинная красота требует гармонии и хорошего вкуса. В ту эпоху красота была предметом культа. Статуи Аполлона, бога любви и красоты, были установлены во многих домах, так как хозяева верили, что черты его внешности отразятся на потомках.

Скульптуры ранней эпохи Классической Греции женского тела не изображали. Эта традиция была нарушена Праксителем (около 330 года до н.э.), изваявшим скульптуру обнаженной Афродиты, богини любви и красоты, ставшую эталоном женской красоты для последующих поколений. Даже скульптуры более позднего времени, такие, как Венера Милосская, которую можно увидеть в Лувре в Париже, несут в себе схожие черты и во многом отражают идеалы красоты того времени. И в греческой литературе красота была предметом культа. Ксенофон провозгласил: "Клянусь всеми богами, что я не отдал бы предпочтения власти царя Персии перед красотой".

В эпоху Классического Рима многие художники довольствовались копированием греческих идеалов красоты. Женской красоте, по крайней мере, в начале этого периода, придавалось меньшее значение. Женщину рассматривали как преимущественно домохозяйку и мать, а римских правителей больше интересовали войны и политика. Постепенно это положение изменилось, и нам известно, что император Нерон был большим почитателем и поклонником красоты своей жены Поппеас (Poppaeas). Для сохранения ее прекрасной белой кожи ей всегда приносили большое количество ослиного молока, в котором она принимала ванны. Поппеас хотела умереть молодой, чтобы никогда не видеть в своем зеркале старуху. Ее желание исполнилось.

Со времени классического периода до Средних Веков идеалы красоты оставались относительно постоянными. В Средние Века женщин почитали как за их внешность, так и за их работу в домашнем хозяйстве. Идеалам красоты того времени в большей степени соответствовали стройные женщины с бледной кожей, и в Средние Века женщины тоже предпочитали одежду, подчеркивающую представления красоты того времени. Тонкую талию выделяли широкие пояса, а походку акцентировали движением бедер. При изготовлении одежды использовали шелк, драгоценные металлы и камни. В эпоху Возрождения (с конца 14 до середины 16 столетия) художники и ученые пытались объяснить и описать красоту в научных терминах.
Альбрехт Дюрер пытался применить математические принципы к построению идеальной женской фигуры. В результате получилась непропорциональная и совсем не красивая фигура. Тогда Дюрер в своих попытках описания красоты обратился к природе и написал четыре книги о пропорциях человеческого тела. В конце концов, Дюрер пришел к заключению, что там, где речь идет о формах, на Земле нет никого, кто мог бы судить о том, что такое абсолютно самое прекрасное. Леонардо да Винчи (1452-1519) более всех других художников известен своими анатомическими исследованиями и описаниями человеческих пропорций. Однако его интерес к этому вопросу не был связан в первую очередь с определением идеалов красоты. Другой мастер эпохи Возрождения, Тициан, ясно показывал свое восхищение женской красотой. Его чувственно изображенные, изящно округлые женщины сильно отличаются от картин Рафаэля, другого художника того периода, который писал красивых женщин, но в более сдержанной манере.

Другой представленной в живописи красавицей, которая в определенные периоды нашего времени была эталоном внешности, является Венера с картины Сандро Ботичелли "Рождение Венеры", написанной в 1485 году. Венера наполнена покоем, ее лицо имеет прекрасные удлиненные узкие геометрические формы с отточенными чертами. Большой интерес к красоте, характерный для эпохи Возрождения, наилучшим образом можно проиллюстрировать работами итальянского монаха Анджело Фиренцуло, который изложил критерии красоты для каждой части женского тела. Подобное пристрастие к красоте в период Возрождения позднее было подвергнуто критике, в том числе философом XIX века Джоном Раскиным, который характеризовал такой подход как абсолютное упадничество.

В истории искусства каждая последующая эпоха обычно сильно контрастирует с предшествующей. Так произошло и после Возрождения, в период Маньеризма (примерно 1520-1600), в течение которого идеалы красоты сильно отличались от идеалов Возрождения. Эль Греко и Микеланджело изображали грациозных, стройных женщин с длинными шеями. У них было много общего с критериями, предъявляемыми к эталонам красоты XX века.

В течение последующего Барокко идеальная женщина виделась физически здоровой, с округлыми пышными формами, энергичной и бодрой, производящей впечатление целостности и ума. Этот тип женщин характерен для Рубенса. В Елизаветинскую эру XVI века идеалы красоты диктовала сама королева Елизавета I. Она носила корсет с деревянными ребрами и туфли на высоких каблуках, подчеркивающие ее рост и фигуру. В "осенний" период своей жизни она старалась скрыть старение кожи косметикой и красила волосы. Период Неоклассицизма в середине XVIII века ознаменовал возвращение к старым греческим идеалам. Одним из основных представителей этого направления был Иоган Винкельман (Johan Vinchelman) (1717-1768). Он утверждал, что идеальной красоты можно достичь только путем сочетания качеств нескольких различных моделей. Винкельман описал идеалы красоты Классической Греции даже с большими подробностями, чем сами древние греки.

В XIX веке мода стала подчеркивать сексуальность и чувственность в большей степени, чем когда-либо прежде. Стиль одежды с длинными затянутыми "осиными" талиями имел своей целью подчеркнуть грудь и оставить обширное пространство вокруг бедер.

Буржуазное раскрепощение женщины в середине XIX века привело к тому, что она стала игнорировать желания мужчин и устанавливать свои собственные идеалы красоты. С появлением кинокамеры и развитием передовых средств связи и обмена информацией идеалы красоты стали устанавливать "профессиональные красавицы" из мира кино и моды.

По материалам "Энциклопедии пластической хирургии" Пера Хедена.

Rambler's Top100

Санкт-Петербург, т.: (812) 715-53-50
info@centrplastiki.ru

Rambler's Top100